Вадим Дзуцев: новый взгляд на старый блюз.

Текст А. Томанов


Блюз внезапно оказался одним из трендов, важных тем встреч с публикой, проходящих в ДК. Прозвучало несколько вариантов этой, одной из самых старых и самых рОковых форм фолк-музыки. Концерт-презентация альбома «Black Black Blues» Вадима Дзуцева позволил сделать некоторые наблюдения и выводы.

Музыка, которую предлагает Вадим, конечно – из прошлого. Но его философический бард-блюз народу пришёлся по вкусу и грув создавался исправно. Вадим заявил, что он не гитарист, но его чёрная гитара «Gretch», купленная на eBay и выбранная «для имиджа», фиксировала на себе внимание не меньше, чем сам музыкант. Дзуцев, говоря о блюзе, заметил, что «…у нас не Дикий Запад!» Это же касалось и музыки. Вадим играет, имитируя «ту самую» интонацию, настроение, ловя нюансы произношения, и хотя страдание пожилого негра на берегах Миссисипи сымитировать затруднительно, но ощущение прикосновения к чему-то аутентичному на концерте действительно возникало.

Дзуцев шумно притоптывал, старательно «блюзил», был строг и проникновенен. Создавалось настроение эдакой печальной суровости. Ни одной шутки, ни одной эмоции за какой-то понятной только музыканту гранью. В проекте Дзуцева есть тяга к форме, но не всегда её строгое соблюдение, это не совсем блюз – особенно это касается текстов. Гитарист в этот вечер победил поэта. Заметим, что даже на обложке альбома слово «блюз» как бы скрыто, неявно. Музыкант будто бы делает шаг в сторону от чистоты стиля, не играет блюз, а играет — в блюз.

Раскрыта, решена ли этим проектом старая тема-загадка – можно ли петь по-русски, ориентируясь на западные музыкальные тренды? Попса старательно повторяет ужимки и прихваты ар-энд-би, а ведь «би» тут тоже – блюз(!) и выглядит порой позорно. В реальном блюзе всё и проще, и сложнее. Играя музыку в одном — «блюзовом» настроении, Дзуцев делает стиль даже шире. На бис в финале была исполнена психоделическая вещь «Орион», которая во многом суммировала ощущение – таинственностью и грустью.

А уходя со сцены, музыкант ещё больше расширил впечатление, приставив гитару к динамику – и она охотно возбудилась и стала выдавать управляемый фидбэк — необычные звуки на грани шумовой музыки. Не удивимся, если следующим стилем Дзуцева окажется некий пока неизвестный блюз-индастриал.